3D мэппинг

Родоначальником технологии проекционного 3D мэппинга принято считать Уолта Диснея и компанию Disney, впервые спроецировавших фильм на муляжи голов на открытии аттракциона "Особняк с привидениями" в парке Диснейленд в далеком 1969 году. Со временем эту технологию подхватили гигантские корпорации, художники и шоу-бизнес.

Проекции на стены зданий, на элементы ландшафта, предметы интерьера и сервировки, на костюмы и даже на лица артистов – сегодня с помощью этой технологии художники могут воплотить свои самые амбициозные и фантастические идеи в жизнь, вдохновить и удивить аудиторию.

 

ТЕХНОЛОГИЯ

Несмотря на разнообразие технологических подходов к созданию инсталляций на базе объемного проекционного мэппинга, все они основываются на следующем алгоритме. Сначала создается точная виртуальная трехмерная копия реального объекта, на которую будет проецироваться динамическое изображение. Ее можно создать либо с помощью специальных программ для 3D моделирования либо в результате процедуры 3D сканирования поверхности объекта специальными 3D сканерами.

Затем, в зависимости от физических размеров самого объекта и местонахождения зрителей относительно макета рассчитываются параметры проекционной системы, такие как яркость и фокусные расстояния проекторов, их количество, взаимное расположение и необходимое расстояние до объекта, на который будет проецироваться изображение.

Параллельно со сценографом и художниками-аниматорами работают программисты. Программная оболочка, которую они создают, позволяет не только "сшить" проекции между собой, чтобы изображение поверхности воспринималось как единое целое, но и обеспечить интерактив с контентом, что немаловажно, когда инсталляция используется на выставке или в музейной экспозиции.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ 3D МЭППИНГ НА АРХИТЕКТУРНЫХ МАКЕТАХ

Ни один проект в области архитектуры и строительства не обходится без демонстрации архитектурного макета. Статичные монохромные или яркие свето-динамические с подсветкой и движущимися деталями макеты, несмотря на свое разнообразие, имеют ограничения по возможностям иллюстрации презентуемого проекта. 

Использование интерактивного 3D мэппинга с привязкой к реальному архитектурному макету значительно расширяет возможности демонстрации. Если необходимо посмотреть, как будет меняться восприятие фасадов зданий на восходе и закате, оценить рациональность функционального зонирования территории, проверить как распределяются транспортные и пассажирские потоки или же получить конкретную информацию по выбранному на макете объекту – все это реализуемо благодаря использованию технологии объемного мэппинга на архитектурный макет.

Когда на макете представлен целый район, в котором есть и уникальные по архитектуре небоскребы и малоэтажные "здания-коробки", искусство мэппинга требует особых подходов и профессионального мастерства. Для получения точной модели такой "разнокалиберной" поверхности выполняется его 3D сканирование. Перед началом этой процедуры макет тщательно готовится – на нем размещаются специальные метки, блестящие детали покрываются матирующим спреем, сама процедура сканирования (сантиметр за сантиметром на 360 градусов вокруг макета) занимает несколько часов. Полученную 3D модель дополнительно обрабатывают – убирают "шумы", лишние плоскости и прочие артефакты.

Для осуществления объемного мэппинга на один макет размером 2,5 х 1,5 м мы используем систему из трех проекторов. Специальное программное обеспечение EligoVision позволяет в реальном времени проводить многоступенчатую пространственную калибровку системы из трех виртуальных камер и модели макета для того, чтобы добиться совпадения трех разнонаправленных проекций друг с другом на поверхности реального не плоского макета.

Для обеспечения яркости и сочности проецируемого изображения, как правило, инсталляцию размещают в затемненных помещениях либо используют светосильные проекционные системы, которые весьма дороги. В каждом конкретном проекте мы всегда стараемся найти разумный баланс между желаемыми визуальными эффектами и бюджетом заказчика.

 

Помимо динамической проекции на макете дополнительный визуальный контент (фото, видео, инфографика по объекту и т.п.) демонстрируется на дополнительном экране, например, видеостене, которая размещается в непосредственной близости от макета. Управление контентом, включая мэппинг на макете, а также выбор интересующих объектов на нем осуществляется с помощью меню на тач-скрине или планшете. При этом выбранный пользователем объект на макете синхронно "оживает" в проекции: проигрывается связанная с ним по сюжету анимация, а на экране демонстрируется связанный с ним видеосюжет с информацией по выбранному объекту или участку.

Таким образом, технология интерактивного 3D проекционного мэппинга позволяет значительно расширить функциональность обычного архитектурного макета и превратить его в настоящее произведение цифрового искусства!